Толерантность в кино как новый феномен
В наше время мир переживает множество изменений, о которых ранее могли говорить лишь самые смелые просветители. Рабство, расовая сегрегация, домострой, железный занавес – сейчас это уже пережитки прошлого на страницах мировой истории. Социальные волнения захватили мир, породив новое понятие – "толерантность".
Сидели как-то в кафе 4 женщины. Две матери и две дочери. Моей подруге 24, а мне 22, соответственно двум другим героиням за 40.

Ничего не предвещало конфликта поколений: в Петербурге солнце, и кофе был что надо… Мы обсуждали кино и музыку в приятной обстановке, как вдруг прозвучала фраза маминой подруги:

– Мне так раньше творчество Егора Крида нравилось, пока он не начал ногти красить.Что за чушь, я его больше не слушаю!

Я чуть кофе не поперхнулась. Не спросить я просто не могла:

– Как же так? Ведь накрасив ногти, он не потерял голос. Тебя послушать, так он Русалочка, только отдал свой голос не за ноги, а за ногти.

– Для меня он больше не мужик, и творчество его потеряло всякий вес.
"Черно-белое" кино
К сожалению, немногие среди нас знают, что толерантность – это не о терпимости, а о просвещенности. Мировая политика, социальные проблемы, но, прежде всего, именно толерантность продвигается через кинематограф среди простых обывателей . Кино – это одна из самых масштабных сфер культуры в современном мире, которая оказывает колоссальное влияние на людей и их “уровень сознания”.
Сейчас все больше кинокомпаний и кинорежиссеров нанимают чернокожих или ЛГБТ-представителей на роли в свои картины. С одной стороны, понятно, что с помощью подобного метода они хотят показать зрителям или даже скорее приучить зрителя к тому, что мы равны, и каждый, независимо от своей принадлежности к какому-либо меньшинству, имеет точно такие же права, как и любой другой человек. Однако, с другой стороны, в некоторых случаях кинорежиссеры искажают исторические факты, когда на роль “белокожей” исторической личности берут чернокожего актера. Например, сериал “Бриджертоны” или “Щелкунчик”, где в обеих картинах главную роль играл темнокожий. Эта сторона медали (с искажением исторических фактов), к счастью, не несет за собой пагубного влияния на просвещенность зрителей.

кадр из сериала "Бриджертоны"
Да, мы понимаем, что в те времена на этих позициях не могли быть представители черной или азиатской расы. Но я такое кино воспринимаю как некую игру. Это и есть месседж фильма. Он позволяет отвлечься от расы в пользу человеческих характеров и лишний раз увидеть, что все люди одинаковые. Говорить об искажении исторической правды не приходится. Есть же фильмы, в которых действие перенесено из прошлого в наше время. Является ли это искажением исторических фактов?
Кинопродюсер Владислав Пастернак
В том, что на роли изначально “белых” берут “черных” актеров, есть логическое ядро, которое каждый может достать и рассмотреть. Темнокожие очень долгое время были угнетенной расой, лишенной привилегий, которые были доступны представителям “белых”. Кинорежиссеры берут темнокожих актеров на различные роли для того, чтобы наглядно показать простое правило - “мы разные, но мы равны”. Темнокожий актер в “белой” роли вполне может демонстрировать те же качества актерской игры, те же интеллектуальные и моральные качества, что есть у “белых”. Стоит отметить также, что когда белокожий актер играет роль изначально темнокожего героя, то это ничего за собой не несёт, в то время как темнокожий в роли “белого” явно демонстрирует некий подтекст и несет за собой глубокий смысл.

Ни для кого не секрет, что в мире, а точнее в тех мировых кусочках под названием страны, где толерантность (читайте – просвещенность) не достигла оценки хотя бы “удовлетворительно” или “хорошо”, живет огромное количество людей, которые были бы против темнокожих или ЛГБТ-представителей на экране. Много людей, которые отказались бы идти на фильм “Аферистка”, если бы заведомо узнали, что актриса играет лесбиянку и не стесняется этого.

Встает вполне логичный вопрос, можно ли привить людям понятие толерантности, при этом не задев их чувство собственного достоинства? Проще говоря, можно ли в массы нести идею о том, насколько важно быть просвещенными, при этом не ткнув пальцем в непросвещенных? Нет. Но должно ли это кого-то заботить? Тоже нет. Рабство было актуально 170 лет назад. Должны ли мы уважать чувства рабовладельцев, если рабство отменяется? Очевидно, что нет. Должны ли нас заботить чувства сексистов, расистов или нацистов, если вопрос зашел о внедрении просвещенности в общество? Нет.

постер к фильму "Аферистка"
Поэтому кинорежиссеры снимают именно то, что считают нужным снимать, и тем самым выводят на экраны правду, сея просвещенность в умы людей. Если бы кинорежиссеров чересчур заботила политкорректность, вряд ли бы они делали то искусство, которое делают. И если бы они же чересчур старались избегать неполиткорректности и снимали кино только для сторонников консерватизма, то это бы не имело никакого смысла. Мы живем в мире, где приоритетом выступает свобода слова и нет необходимости (точнее категорически нежелательно) доказывать свою точку зрения кому-либо. Свобода на экране, а главное в жизни – это единственная реальная и необходимая ценность, которую мы имеем. И эта свобода должна быть для всех.
Оскар уже не тот...
Но ни в чем и никогда не бывает однозначности, нам все всегда приходится смотреть с разных точек зрения, что и случается, когда в наше время речь заходит о таком явлении, как “Оскар”.

В 2015 году “Оскар” вручил все свои 20 номинаций белым актерам, что послужило началом полемики, которую возглавила активистка Эйприл Рейн, создав в интернете хэштег #OscarSoWhite. Это не могло не нанести удара по репутации самой большой церемонии награждения в Голливуде. В 2016 году ситуация аналогичным образом повторилась, большая часть награда досталась белым мужчинам. Эти события вынудили академию поставить цель по увеличению к 2020 году количества женщин и цветных номинантов. Большие шаги были предприняты для изменения ситуации, учитывая, что на протяжении девяти десятилетий в основе конкурса были белые мужчины.
Да, в 2020 году в состав номинантов входило 49 процентов международных актеров из 68 стран. Но только 19 процентов участников были представители “цветных” людей и 33 процента – женщины. Поэтому академия решила создать инициативную программу под названием “Academy Aperture 2025”, в которую внедрены новые стандарты представительства для права на получение “Оскар”. Эти правила намерены изменить не только то, какие актеры будут награждаться, но и то, кто был нанят, чтобы создать эти фильмы-номинанты.

Новые правила должны вступить в силу к 96-ому “Оскару” в 2024 году. Они потребуют, чтобы фильмы соответствовали двум из четырех стандартов разнообразия, чтобы быть достойными права на номинацию. И, конечно, такие инициативы не могли не вызвать споров.
Мне кажется, что толерантность потеряла своё истинное значение и превратилась в навязывание. Неважно, какой расы или ориентации в кадре герой, если он имеет непосредственную связь с темой фильма, то это очень классно. Но далеко не в каждой теме нужна, например, однополая любовь. И вставлять ее лишь ради галочки будет как минимум неестественно. Поэтому подобные правила являются антонимом искусству.

Кинокритик Евгений Романов
С этим нетрудно согласиться, но давайте разберемся, какие конкретно требования включает новая программа “Оскара” и убедимся, что они не так строги, как может показаться вначале.

Всего выдвинуто четыре стандарта: A, B, C, D.
Условия первого стандарта А привлекают больше всего внимания, поскольку они призваны поощрять разнообразие в киноиндустрии, где все еще по умолчанию больше белых актеров.

Для соответствия стандарту А нужно выполнить ОДНО ИЗ трех критериев:
1
Минимум один актер из расовой и этнической группы меньшинств должен играть одну из ведущих или значительных ролей второго плана;
2
История должна быть о женщинах, людях ЛГБТ+, расовой или этнической группе, или инвалидах;
3
Минимум 30 процентов актеров должны быть по крайней мере из двух групп, обозначенных в предыдущем пункте.

Второй и третий пункт обоснованно могут вызвать споры и подтвердить то, что сказал Евгений. Но первый пункт для большинства кинокартин окажется легким. Многие уже представленные на премию “Оскар” фильмы соответствуют этому стандарту.
Стандарт B выдвигает условия для состава “закулисья” и требует, чтобы рабочая группа соответствовала хотя бы ОДНОМУ ИЗ следующих критериев:
1
Два или более руководителя отдела (режиссеры, операторы, композиторы и т.п.) должны быть женщинами, инвалидами или принадлежать к расовой или этнической недопредставленной группе;
2
Не меньшей мере шесть других работников должны быть из недостаточно представленной расовой или этнической группы
3
Не менее 30 процентов съемочной группы фильма должны быть представителями четырех групп, постоянно изложенных в этих принципах.

Первый пункт имеет свой нюанс. Да, почти во всех фильмах руководители отделов визажистов, дизайнеров, парикмахеров и кастинг-директоров – женщины. Но существует условие о расовой принадлежности. Просто белая женщина-руководитель отдела не удовлетворит это требование. Но и этому стандарту В могут соответствовать многие фильмы-номинанты, например: “Ирландец” и “Древо жизни”, в которых работали женщины кастинг-директора и мексиканские кинематографисты.

Уже сейчас, когда мы разобрали только два из четырех стандартов, становится очевидно, что многим уже созданным фильмам не придется что либо менять для того, чтобы соответствовать новым требованиям. Но подождите, сейчас доберемся до следующих двух критериев.
Стандарт С требует соблюдения ОДНОГО ИЗ двух критериев:
1
Дистрибьютор фильма или финансовая компания должны иметь по крайней мере двух стажеров из недостаточно представленных групп.
2
Продюсерская, дистрибьюторская или финансовая компания фильма должна предлагать возможность обучения или работы людям из этих недостаточно представленных групп.
Почти любая студия с программой стажировок удовлетворяет эти требования. Стандарт D еще проще: некоторые из старших руководителей по маркетингу, рекламе и дистрибуции фильма должны быть представителями одной из четырех групп. И здесь мы понимаем, что, учитывая количество женщин и геев в сфере рекламы, этому требованию будут соответствовать все.

И самое главное: должны быть соблюдены только два из четырех этих стандартов, чтобы фильм мог претендовать на “Оскар”. Получается, если кинорежиссер хочет снять военный фильм о белых, ему не придется набирать на роль черных.

Можно точно сказать, что новые принципы, внедренные академией, ясно показывают нам, что отсутствие разнообразия – это не только проблема “Оскара”, она принадлежит всем.

Главный вопрос в том, как это будет технически применяться. И этого не знает никто. Я думаю, сама Академия не очень это понимает. Не случайно новые правила вступят в действие только через четыре года. Если воспринимать все совершенно прямолинейно, похоже, что «Оскар» постепенно превращается в специализированную премию, конкурсанты которой будут отбираться, исходя из сугубо формальных признаков. Надо сказать, что в 2020 году Академия как раз показала отступление от своих канонов, когда [главным призом] были награждены «Паразиты». Это впервые случилось с неанглоязычным, еще и азиатским фильмом. Сейчас речь идет о том, чтобы негласные правила «Оскара» закрепить в качестве закона. Посмотрим, что из этого получится.
Антон Долин, кинокритик
цитата из материала "Медузы"
Мы с подругой не знали, что и ответить. Но угомониться я не могла:

– Таня, тебе же нравится голливудская актриса Сара Полсон. Ты восхищалась её игрой и мастерством перевоплощений?
– Верно.
– А что, если я скажу, что она лесбиянка. И уже много лет замужем за женщиной, почти вдвое её старше? Неужели это как-то отменяет её талант?

Мы сидели минуту в полной тишине. А после Таня ответила, что понимает, к чему я клоню, но всё равно теперь не сможет относится к актрисе так, как раньше.
Ну а что поделать?
Помните, в начале мы условились, что толерантность - это просвещение? А как насчёт свободы? Эта вещь более реальная, чем социальное равенство?

Свобода важна для всех, а социальное равенство недостижимо. По крайней мере, искусственно, как в СССР или Северной Корее. Хотите верьте, хотите нет, но в России далеко не только Таня считает накрашенные ногти у мужчины чем то позорным, а любую ориентацию, кроме гетеросексуальной – болезнью. Их ли это вина?
Как повлиять на мнение таких Тань, если в нашей стране некоторые ведущие федеральных каналов говорят на полном серьёзе такие фразы, как:
«Секс-ЛГБТ-инструктор из НАТО».

Это чушь, конечно. Запугивание населения. Власти и медиа нужен враг, и каждый авторитарный режим обязательно такого врага находит. Это могут быть люди другой национальности, другой ориентации или политических взглядов. И очень удобно на этого "другого" направлять народный страх и гнев.

К счастью, люди постепенно просвещаются и уже понимают, что это пропаганда ненависти. Кто-то из великих сказал: «Можно обманывать одного человека долгое время, можно обмануть огромное количество людей в течение короткого времени, но нельзя обманывать всех и всегда». И рано или поздно, в том числе наши сограждане, поймут, что ориентация или накрашенные ногти никак не связаны с творчеством и репутацией.

Именно поэтому, сейчас, когда сознание людей донельзя переполнено стереотипами, как никогда важна репрезентация, как в СМИ и социуме, так и кинематографе.
Что такое репрезентация и почему нам это жизненно необходимо?
Основное определение репрезентации в средствах массовой информации – это то, как СМИ изображают определенные типы людей или сообществ. Есть ряд групп, которые недостаточно представлены в большинстве отечественных и западных СМИ. К ним относятся женщины, цветные люди, LBGTQA+, люди с различными формами и типами телосложения, люди нехристианских религий и с различными способностями.

Сильное и позитивное представительство может помочь бороться со стереотипами, которые ограничивают наше общество. Когда группа людей представлена только в негативном свете – это отрицательно влияет на то, как другие видят их, и что более важно, как они видят себя.

Сильное и позитивное представительство может помочь бороться и разрушать стереотипы, которые ограничивают наше общество. Нам предлагается образец для подражания, те, на кого мы можем равняться, будь то персонажи кинокартин, или реальные люди. Мы можем быть кем-угодно: супергероем, врачом или актёром.
Правда ли все так разнообразно?
Есть несколько основных способов, которыми производители СМИ могут искажать представление о группе меньшинств под предлогом создания разнообразия. Первый - это символизм. Символизм - это когда включение меньшинства или другой недостаточно представленной группы является не более чем символической попыткой сделать историю или окружающую среду равной и разнообразной. Это можно увидеть во многих различных аспектах жизни, от «наемников разнообразия» на работе, до лучшего друга-гея в телешоу.

Еще один способ "исказить" людей - это стереотипы. Их можно увидеть в средствах массовой информации через предположения о том, каким должен быть определенный тип человека в связи с его расовой, этнической, гендерной, сексуальной или религиозной принадлежностью. Стереотипы, даже те, которые кажутся безобидными или позитивными, могут иметь серьезное влияние на общество, поскольку они создают нереалистичные, а зачастую и негативные ожидания и предположения.

Приведение к определённому типу обычно относится именно к актерам, – это когда человеку неоднократно назначается роль одного и того же типа из-за его успеха в этой роли в прошлом или потому, что он «похож» на определенный стереотип. Это может случиться со всеми типами людей, но недостаточно представленные люди, как правило, снова и снова попадают в одни и те же роли. Как только мы позволяем себе выйти за рамки токенизма, открываются новые голоса, богатые необычные истории и противоречивые сложные персонажи.

Но кто-то всё равно придёт к выводу, что медиа-компании просто делают то, что приносит им больше всего денег. Но это не совсем так, и тому есть доказательства.

Кадр из сериала "Orange is the New Black", известного своим разнообразным составом
В докладе о разнообразии Голливуда за 2016 год, подготовленным Центром афроамериканских исследований имени Ральфа Дж.Банча в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, было установлено, что в Соединенных Штатах “все более широкая аудитория предпочитает разнообразный кино-и телевизионный контент”. Если конкретнее – в докладе было установлено, что фильмы с более разнообразным актерским составом имели самые высокие средние мировые кассовые сборы. К тому же бОльшую популярность получали те телевизионные шоу, которые имели более разнообразные актерские составы. Поэтому не всё сводится только к получению денег со зрителя.

Глупо отрицать тот факт, что представление одной группы людей только в негативном свете влияет на то, как другие видят их, и что более важно, как они видят себя.

Мы думаем, что свобода выбора, слова и свобода на экране - залог успеха в этой нелёгкой “битве” за просвещение. Прежде чем сделать выводы о ком-то, основываясь на внешнем виде или ориентации, помните: Мы разные, но мы равны.
Над материалом работали

Родина Елизавета

Сун София

Дунаева Евгения

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website